Безопасность

Колосова Елена Владимировна — заместитель директора по безопасности жизнедеятельности

Организация безопасности жизнедеятельности

В современных условиях обеспечение безопасности образовательных учреждений стало неотъемлемой частью их деятельности.

Это обусловлено в первую очередь тем, что за последние годы произошел рост криминогенной обстановки в стране, межнациональных и региональных конфликтов, актов терроризма. Кроме того, остро стоят проблемы экологии, возросло число техногенных аварий и катастроф, остаётся высокой опасность стихийных бедствий. По статистическим прогнозам МЧС России в ближайшие годы тенденции к снижению количества данных явлений не ожидается.

В следствии сложившейся обстановки повышение защищенности образовательных учреждений стало актуальной проблемой.

Решение её возможно на основе всестороннего комплексного обследования образовательных учреждений и выработки мер совершенствования системы безопасности.

Комплекс мероприятий в области охраны труда подразумевает такие направления деятельности, как создание безопасных условий пребывания обучающихся и персонала в образовательном учреждении, соблюдение санитарно-гигиенического режима, мер противопожарной и электробезопасности и многое другое. Для того,чтобы современная школа стала безопасной, прежде всего, необходимо, качественно пересмотреть систему организации безопасности жизнедеятельности в образовательном учреждении. Организация безопасности жизнедеятельности в системе управления образовательным учреждением МБОУ «СОШ №64» Управление организацией безопасности жизнедеятельности в образовательном учреждении в целом осуществляет его руководитель. Координирует работу служба безопасности; она осуществляет организационно-методическую работу, готовит управленческие решения, контролирует их реализацию.

Вопрос организации охраны труда, личной безопасности обучающихся и работников является одним из наиболее важных и сложных в системе работы администрации МБОУ «СОШ №64». Комплекс мероприятий в области охраны труда подразумевает такие направления деятельности, как создание безопасных условий пребывания обучающихся и персонала в образовательном учреждении, соблюдение санитарно-гигиенического режима, мер противопожарной и электробезопасности и многое другое.

В системе организации системы безопасности жизнедеятельности в нашем образовательном учреждении участвуют практически все учителя, административно-технический персонал, функциональные обязанности которых установлены приказом директора школы и правилами техники безопасности. Любое образовательное учреждение должно быть безопасно и комфортно, что обеспечивается тремя направлениями деятельности:

  • Безопасность и надежность здания и всего инженерного оборудования (водопровода, канализации, электроснабжения и др.)
  • Безопасного устройства и последующей эксплуатации учебного (компьютеры, инструмент и др.), производственного (вентиляторы, кухонное и др.) оборудования;
  • Комфортной и рациональной организацией образовательного и производственного процесса.
  • Правовую основу обеспечения охраны труда в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, постановления Правительства Российской Федерации и Минтруда России, государственная система стандартов безопасности труда (ССБТ), строительные нормативы и правила (СНиП), санитарные правила и нормы (СанПиН), а также ведомственные нормативные правовые акты по охране труда.

Безопасный путь в школу

Большинство школьников знают, что такое дорога, какие опасности и почему могут встретиться на ней, тем более могут осознанно оценить, насколько безопасен путь в школу. В этой статье можно обратиться лично к каждому школьнику:
  • когда ты был маленьким, сам маршрут в школу и его схему для тебя составляли родители или другие взрослые. Теперь большую часть работы ты можешь выполнить сам. Не торопись говорить, что дорога в школу осталась прежней, ничего нового на ней нет, и что ты ее хорошо знаешь, а поэтому составлять маршрут заново нет необходимости. Да, может быть, дорога в школу тебе очень хорошо знакома. Но стала ли она от этого менее опасной? И не появилось ли на ней все же что-то новое? Задумайся: почему около половины всех дорожно-транспортных происшествий, случающихся с детьми (и отнюдь не с самыми маленькими), происходит именно по пути в школу и из школы?
  • проверь свой путь в школу. Он должен проходить по благоустроенным тротуарам, пешеходным дорожкам, иметь как можно меньше пересечений с проезжей частью дороги. Если движение транспорта интенсивное, то на пересечениях с дорогой должны быть установлены светофоры, дорожные знаки, нанесена разметка. Если здание школы находится не во дворе, а непосредственно вблизи дороги, то должны быть установлены пешеходные ограждения и дорожные знаки «дети» (1.23), на которых указывается протяженность участка дороги, прилегающего к территории школы. На участке дороги, который прилегает к территории школы, по обеим ее сторонам запрещается (или ограничивается по времени) стоянка автомобилей. Временные препятствия на пути в школу (ямы, траншеи, груды мусора, грунта и т. п.) должны иметь ограждения и обозначения.  Любая дорога в темное время суток становится сложнее и опаснее ведь значительная часть учебного года приходится именно на осенне-зимний сезон, когда рано темнеет и поздно светает. Замечено, что количество ДТП с наступлением сумерек возрастает. В этом нет ничего удивительного: в это время года ухудшается погода, чаще идут дожди. Привычная дорожная обстановка иногда очень резко меняется. В непогоду водитель часто просто не видит человека на дороге или замечает его слишком поздно. Если, переходя дорогу, ты занят тем, как обойти лужу, или отгородился от дождя зонтиком или капюшоном, то может случиться несчастье. Бывает, что фары автомобиля залеплены грязью или кончилась вода в омывателе стекла, отказали «дворники». Случается, что автомобиль может съехать с дороги и водитель за пеленой дождя не заметит пешехода. Не полагайся на то, что водитель увидит тебя, — будь внимателен, предусмотрителен! Желательно позаботиться о том, чтобы в любую погоду и в темноте твоя фигура была бы заметна водителю. Этому может помочь «катафот» или полоска светоотражающей ткани, нашитая на рукава и на спину. Можно также нашить на одежду, на ранец или рюкзак. Вместо настоящих «катафотов» кусочки любой блестящей ткани. Из такого материала можно сделать аппликации. Одежду, ранцы и даже обувь с уже вшитыми блестящими, светоотражающими материалами можно купить в магазине. Бывают в продаже и отдельно ленты из светоотражающей ткани, «катафоты» и специальные брелки. Старайся носить яркую и светлую одежду, тогда ты будешь лучше виден издалека.

Вот, что советуют сотрудники ГИБДД на период осенне-зимнего ненастья:

  • Как бы ни хотелось подольше поспать дождливым утром, постарайся выйти из дома немного пораньше, чтобы не спешить. На мокрой и обледеневшей дороге и пешеходу легко поскользнуться, и у автомобиля увеличивается тормозной путь.
  • Если есть более длинная, но безопасная дорога в школу, в плохую погоду лучше выбрать её.
  • Если очень сильно ограничивают обзор зонтик или капюшон, надо, подойдя к проезжей части, сдвинуть их, освободив поле зрения.
  • Обходя лужу, нельзя ни на минуту забывать о дороге: лучше промочить обувь или испачкать одежду, чем отказаться под колесами. 
  • Во время дождя многочисленные отражения в лужах фар и фонарей дезориентируют водителей и пешеходов. Надо особенно тщательно выбирать место для перехода. Если есть возможность, лучше пропустить машины и слева, и справа, чтобы при переходе не останавливаться посередине улицы. 

Схема маршрута

Путь от дома до школы, нанесенный на схему, должен быть подробным и иметь обозначения всех опасных мест. Вот возможны меры таких обозначений, линии можно выделить и разным цветом: красный — опасные участки, зелёный – возможный путь.

К сожалению, некоторые дороги в жилых зонах особенно в районах новой застройки не имеют тротуаров, дорога, которой пользуются пешеходы, является одновременно проезжей частью для транспортных средств. Поэтому надо тщательно пронаблюдать, где транспортные средства появляются часто, где они пересекают твой путь, и все это отметить на схеме. 

Любые препятствия на пути, связанные с ремонтом фасадов, дорог, рытьем траншей и т. п., вынуждающие выходить на проезжую часть, должны быть отражены на схеме.

Не забудь отметить пешеходные переходы, светофоры, дорожные знаки и разметку. Даже если по дороге в школу ты не пользуешься автобусом, троллейбусом или трамваем, но твой путь проходит мимо остановок маршрутного транспорта, они должны быть нанесены на схему:  остановки — более опасные места, здесь под машины попадает в три раза больше детей, чем на перекрестках.

По дороге в школу и обратно ты можешь встретиться с приятелями, знакомыми, соседями или родителями. Чаще всего такие встречи происходят вблизи школы или дома. Они отвлекают твое внимание, а это уже опасно. Поэтому ближайшие к школе и дому переходы тоже надо отметить. 

Никогда не зови никого через дорогу: ни родных, ни друзей, не знакомых. Это не только неприлично, но может быть опасно, так как побуждает пересечь дорогу, забыв правила движения. Не стесняйся сказать об этом своим товарищам и даже взрослым, чтобы и они так не поступали.

На схеме следует отметить так же участки с ограниченным обзором, где дорогу загораживают заборы, сооружения, постройки, зелёные насаждения и т.п.

Никогда не переходи через проезжую часть между припаркованными автомобилями, в каком бы «тихом» месте они ни стояли. Весьма опасными местами могут быть выезды из-под арок. Если арки встречаются на твоем пути, их надо обязательно отметить.

Запомни: схема маршрута в школу не составляется раз и навсегда. Во-первых, как только ты обнаружил, что на твоем пути, произошли какие- либо изменения (поставили забор, вырыли яму, погас фонарь и т. д.), сразу же отметь это на схеме. Во-вторых, даже если все по-прежнему, следует не реже 2—З раз в месяц сверять схему с дорогой в школу. Это не только освежит в твоей памяти опасные места, но и поможет тебе избежать скрытой опасности, о которой ты не подозреваешь.

Что, если однажды там, где всегда спокойно, вдруг выскочит машина? Сумеешь ты вовремя и правильно отреагировать? Дело в том, что постоянно спокойная дорожная обстановка вызывает привыкание, притупляет бдительность. Это опасно тем, что неожиданное изменение ситуации может вызвать растерянность, скованность, притупить реакцию.

Телефоны экстренного реагирования

Для абонентов сотовой связи единая служба спасения 112
Служба спасения 35-09-11
Единая диспетчерская служба ЧС 01
УВД (милиция) 02
Скорая помощь 03
Оперативный дежурный ГОЧС города 74-45-42, 45-24-21
Управление по делам ГОЧС
Орджоникидзевского района 31-01-53
Оперативный дежурный ФСБ 74-39-43
Отдел милиции Орджоникидзевского района 31-15-15