Инклюзивное образование (фр. inclusif — включающий в себя, лат. include — заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Особой  задачей Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является создание безбарьерной школьной среды: «Новая школа — это школа для всех, где обеспечивается успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов». Одной из новых форм, обеспечивающих условия для получения образования детьми-инвалидами является инклюзивная форма обучения. Данная форма организации образовательного процесса для детей-инвалидов является приоритетной по отношению к специальному классу и индивидуальному обучению, т.к. дети получают возможность учиться и участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками. В законопроекте «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», представленном в Госдуму РФ, устанавливается возможность обучения детей-инвалидов в массовой школе, а в докладе Государственного Совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе» (2001 г.) подчеркивается: «Дети, имеющие проблемы со здоровьем (инвалиды), должны обеспечиваться государством медикопсихологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства и только в исключительных случаях — в специальных школах-интернатах» . Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов. Однако, чтобы такой переход совершился, нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые условия, благоприятное общественное мнение.

 Федеральная нормативно-правовая база

№ п/пНаименованиеОписаниеПеречень средств обучения и воспитания (с указанием сведений о возможности использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья)
1.Спортивные залы №1, №2

Спортивные залы МБОУ «СОШ №64» расположены на втором этаже здании школы,

S№1= 283,8 м2 — вместимость 70 чел.,

S№2=176,8 м2 — вместимость 44 чел.

Мат гимнастический — 10шт., мячи разные (футбольные, волейбольные, мячи для метания, медицинбол) — 50шт., палка гимнастическая — 25шт., перекладина — 6шт., канат для лазания — 1шт., канат для перетягивания — 1шт., кольцо баскетбольное — 6 шт., теннисный стол — 1 шт ., сетка волейбольная -1, баскетбольная -8 шт., скакалки 75- шт.,

мостик гимнастический – 2шт., бревно гимнастическое — 1шт., жерди для брусьев — 1шт., козел гимнастический -1шт., конь гимнастический – 1шт.

Объекты спорта для детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеются

2.Библиотека

Библиотека МБОУ «СОШ №64» расположена на третьем этаже здании школы.

S= 54,5 м2 — вместимость 12 чел.

Библиотечный фонд составляет 15653 книги, тактильной литературы нет.

 Библиотека для детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется

3.Сенсорная комната

Сенсорная комната МБОУ «СОШ №64» расположена на втором этаже здании школы.

S= 56 м2 – вместимость 25 чел.

Фиброоптическая туннель -1шт., фиброоптический душ — 1шт., тактильная панель — 1шт., тактильный комплекс деревянная дорожка — 1шт., световой стол для рисования песком — 1шт., световой проектор — 1шт., интерактивная воздушно-пузырьковая труба -1шт., фиброоптическая панель с нитями — 1шт., акустическая настенная тактильная панель — 1шт., столик для детей с ДЦП — 1шт., кресло коляска — 1шт., мягкая форма кресло-мешок — 4шт., пандус-платформа — 1шт., ходунки на 4 колесах — 1шт., сиденье для унитаза — 1шт.

 Сенсорная комната для детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется

4.Столовая

Столовая (обеденный зал) МБОУ «СОШ №64» расположен на первом этаже здании школы.

S=190,3  м2 – вместимость 150 чел.

Обеденный стол — 32шт., стул — 163шт.

 Столовая для детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется

Доступ в здание школы для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями

В школе имеется: платформа для инвалидов-колясочников и пандус предусмотрен, первая и последняя ступень ярко окрашены, на стеклянных дверях имеются желтые наклейки-круги.

Специально технические средства обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями имеются: имеется комплект аппаратно-программных комплексов для детей с ограниченными возможностями:  моноблок Lenovo – 3шт., принтер – 1шт.