Школьная служба примерения

Школьная служба примирения (ШСП) — это социальная служба, действующая в школе на основе добровольческих усилий учащихся и призванная разрешать межличностные конфликты.

Задачи школьной службы примирения

  1. Разрешение конфликтов силами самой школы.
  2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
  3. Профилактика школьной дезадаптации.

Что даёт участие в школьной службе примирения

Подростку, совершившему правонарушение

  • осознать причины своего поступка и его последствия;
  • загладить причиненный вред;
  • вернуть к себе уважение, восстановить отношения, которые, возможно, были нарушены

Потерпевшему:

  • избавиться от негативных переживаний и желания отомстить;
  • убедиться в том, что справедливость существует

Родителям:

  • помочь ребенку в трудной жизненной ситуации;
  • способствовать развитию у него ответственного и взрослого поведения
Преимущество ШСП:
  1. Сверстники обычно лучше взрослых знают свой подростковый мир и ведут переговоры на «одном языке», нередко только им понятном.
  2. Конфликтующие больше доверяют ровеснику, чем администрации, а ведущий строго соблюдает конфиденциальность всего процесса.

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.

Правила конструктивного разрешения конфликтов:

  1. В конфликте не бывает победителей.
  2. Следует говорить о своих чувствах в данной ситуации, используя  «Я-высказывания».
  3. Необходимо иметь терпение, быть терпимым к другим людям.
  4. Важно отказаться от концентрации на защите своего «Я», осознать действие психологических защитных механизмов.
  5. Следует понимать истинный смысл агрессивных выпадов.

 Правила поведения и общения в конфликтной ситуации

  1. Сохраняйте самоконтроль и сдержанность.
  2. Предоставляйте партнеру возможность «выпустить пар».
  3. Не вступайте в конфликтный диалог, не делайте критических замечаний, не переходите на личности.
  4. Попросите партнера сформулировать суть его претензий и конечный результат, к которому он стремится.
  5. Старайтесь держаться на равных.
  6. Признавайте свою ошибку без самоунижения, спокойно, с достоинством.
  7. Оформите принятые договоренности (Договор примирения) и оговорите взаимоотношения на будущее. Четко определите границы: что конкретно не стоит делать дальше, чтобы не вызвать повторения конфликта.
  8. Старайтесь поддерживать деловые отношения в тех границах, которые являются конструктивными и способствуют достижению большего успеха.
  9. Не следует в конфликте:
  • Смотреть на партнера враждебно или излишне критично.
  • Приписывать ему отрицательные черты характера и плохие намерения.
  • Демонстрировать свое превосходство.
  • Обвинять.
  • Видеть ситуацию только со своей стороны.
  • Уменьшать имеющиеся заслуги партнера и преувеличивать свои.

 Правила хорошего слушания:

  1. Полностью сконцентрируй свое внимание на собеседнике. Обращай внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.
  2. Проверяй, правильно ли ты понял собеседника уточняющими вопросами.
  3. Не давай оценок словам и поведению партнера.
  4. Не давай советов, если тебя об этом не просят.

План деятельности ШСП

Отчет деятельности ШСП