Инклюзивное образование (фр. inclusif — включающий в себя, лат. include — заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Особой задачей Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является создание безбарьерной школьной среды: «Новая школа — это школа для всех, где обеспечивается успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов». Одной из новых форм, обеспечивающих условия для получения образования детьми-инвалидами является инклюзивная форма обучения. Данная форма организации образовательного процесса для детей-инвалидов является приоритетной по отношению к специальному классу и индивидуальному обучению, т.к. дети получают возможность учиться и участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками. В законопроекте «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», представленном в Госдуму РФ, устанавливается возможность обучения детей-инвалидов в массовой школе, а в докладе Государственного Совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе» (2001 г.) подчеркивается: «Дети, имеющие проблемы со здоровьем (инвалиды), должны обеспечиваться государством медикопсихологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства и только в исключительных случаях — в специальных школах-интернатах» . Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов. Однако, чтобы такой переход совершился, нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые условия, благоприятное общественное мнение.
Электронные образовательные ресурсы
- ZOOM — Площадка (программа) для организации онлайн-конференций
- Сферум — бесплатная платформа для учёбы и общения.
- Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа.
- Фоксфорд — онлайн-школа.
- РЭШ — Российская электронная школа
- Российская государственная библиотека
- Министерство посвящения Российской Федерации
- Федеральный портал «Российское образование»
- Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- Сдам ЕГЭ — Образовательный портал для подготовки к экзаменам
- Сдам ГИА — Образовательный портал для подготовки к экзаменам
- Online Test Pad — Бесплатный многофункциональный сервис для проведения тестирования и обучения
- УРОК ЦИФРЫ — всероссийский образовательный проект в сфере информационных технологий
- ЯндексУчебник — Бесплатная цифровая платформа для обучения основным школьным предметам
- «Инфоурок» — Образовательный портал России.
- «ЯКласс» — Цифровой образовательный ресурс для школ.
Федеральная нормативно-правовая база
- Конституция Российской Федерации
- Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов
- Методические рекомендации по организации и проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно- воспита тельном процессе в условиях модернизации образования
- Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения)
- Об организации получения образования в семейной форме
- Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект
- Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» и утратившим силу письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 года N 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому
- Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих
- Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным образовательным программам
- Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии
- О социальной защите инвалидов в Российской Федерации
- Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
№ п/п | Наименование | Описание | Перечень средств обучения и воспитания (с указанием сведений о возможности использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья) |
1. | Спортивные залы №1, №2 | Спортивные залы МБОУ «СОШ №64» расположены на втором этаже здании школы, S№1= 283,8 м2 — вместимость 70 чел., S№2=176,8 м2 — вместимость 44 чел. | Мат гимнастический — 10шт., мячи разные (футбольные, волейбольные, мячи для метания, медицинбол) — 50шт., палка гимнастическая — 25шт., перекладина — 6шт., канат для лазания — 1шт., канат для перетягивания — 1шт., кольцо баскетбольное — 6 шт., теннисный стол — 1 шт ., сетка волейбольная -1, баскетбольная -8 шт., скакалки 75- шт., мостик гимнастический – 2шт., бревно гимнастическое — 1шт., жерди для брусьев — 1шт., козел гимнастический -1шт., конь гимнастический – 1шт. Объекты спорта для детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеются |
2. | Библиотека | Библиотека МБОУ «СОШ №64» расположена на третьем этаже здании школы. S= 54,5 м2 — вместимость 12 чел. | Библиотечный фонд составляет 15653 книги, тактильной литературы нет. Библиотека для детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется |
3. | Сенсорная комната | Сенсорная комната МБОУ «СОШ №64» расположена на втором этаже здании школы. S= 56 м2 – вместимость 25 чел. | Фиброоптическая туннель -1шт., фиброоптический душ — 1шт., тактильная панель — 1шт., тактильный комплекс деревянная дорожка — 1шт., световой стол для рисования песком — 1шт., световой проектор — 1шт., интерактивная воздушно-пузырьковая труба -1шт., фиброоптическая панель с нитями — 1шт., акустическая настенная тактильная панель — 1шт., столик для детей с ДЦП — 1шт., кресло коляска — 1шт., мягкая форма кресло-мешок — 4шт., пандус-платформа — 1шт., ходунки на 4 колесах — 1шт., сиденье для унитаза — 1шт. Сенсорная комната для детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется |
4. | Столовая | Столовая (обеденный зал) МБОУ «СОШ №64» расположен на первом этаже здании школы. S=190,3 м2 – вместимость 150 чел. | Обеденный стол — 32шт., стул — 163шт. Столовая для детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется |
Доступ в здание школы для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
В школе имеется: платформа для инвалидов-колясочников и пандус предусмотрен, первая и последняя ступень ярко окрашены, на стеклянных дверях имеются желтые наклейки-круги.
Специально технические средства обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями имеются: имеется комплект аппаратно-программных комплексов для детей с ограниченными возможностями: моноблок Lenovo – 3шт., принтер – 1шт.